Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 01.05.2024, 02:15

Добро пожаловать!

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Из опыта описания методической системы учителя.
[ Скачать с сервера (38.9 Kb) ] 21.07.2010, 13:53

Методическая система   

«От учебной деятельности - к профессиональной карьере»

 Особенности моей  методической системы обусловлены тремя факторами. Во-первых, синтезом индивидуальных особенностей развития   и уровнем моей профессиональной компетентности, задачами, поставленными перед российскими педагогами Концепцией модернизации российского образования. Во-вторых, психолого-педагогическими особенностями  учащихся, с которыми я непосредственно работаю (мыслящие, активные, целеустремлённые,  деятельные, с хорошим уровнем сформированности зунов). В-третьих, спецификой преподаваемого предмета: русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Цели обучения:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Методический стиль - эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения,  я   планирую учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатываю учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Моя деятельность   высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью.   Стремлюсь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Повышенно чувствительна к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожна, но чутка и проницательна по отношению к учащимся.

В Концепции модернизации российского образования   подчеркивается, что  в общеобразовательной школе модернизация  «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».[1]

Социальный заказ: общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

В связи с этим задачи моей методической системы обучения определены следующим образом:

формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

1.     Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

2.     Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

-  Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

3.     Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

На мой взгляд, ведущей в данном списке компетенций является коммуникативная, поскольку она   определяет уровень владения языком, является средством общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.

Основная проблема - создание открытого языкового пространства: переход  в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения. 

Согласно нормативным документам в понятие «коммуникативная компетенция» включаются следующие показатели:

1)     осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;

2)     знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;

3)     владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями;

4)     способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.

Смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход привело  к   поиску новых подходов и методов обучения учащихся, когда они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Поэтому в основе моих уроков русского языка   лежит практико-ориентированный подход, опирающийся на опыт практической деятельности обучающихся, предполагающий создание образовательной ситуации (А.В. Хуторской), основными составляющими которой являются:

-      образовательная напряженность;

-      уточнение образовательного объекта;

-      конкретизация задания;

-      решение ситуации;

-      демонстрация образовательной продукции;

-      систематизация полученной продукции;

-      работа с культурно-историческими аналогами;

-      рефлексия.

С коммуникативно - деятельностным подходом в обучении языку неразрывно связан текстоцентрический подход. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения. 

Личностно-ориетированный  подход обеспечивает воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Эти подходы определяют основополагающие принципы   урока:   

- принципы дифференциации - учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения: работа в парах постоянного и сменного составов, работа в микрогруппах, активной мысли, самовыражения, педтехники и других;

- принципы доверия и расширения полномочий: учащимся доверено быть консультантами, ассистентами, дублерами учителя; руководителями и членами экспертных групп; контролерами знаний и т.д.;

- принципы свободного выбора — право выбора учащимся любой формы проверки знаний: устной или письменной, на уроке или вне урока; сдачи зачетов учителю или экспертной группе товарищей; сдачи экзаменов в форме собеседования, защиты рефератов, комплексного анализа текста;

- принципы гласности учета и контроля — открытые листы успеваемости, листы тематического контроля; общественный смотр знаний; оценка урока учащимися.

Опираясь на разработанную Андреем Викторовичем Хуторским теорию дидактики, направленную на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию, в основе преподавания предмета русский язык и литература я выстроила систему сочетания инновационных технологий. Среди них: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, технология коммуникативного обучения,  информационно-коммуникативные технологии, проектные технологии, технологии интегративного обучения, образовательная рефлексия учащихся.

На основе использования информационно-коммуникационных технологий  создаётся образовательная среда, способствующая творческому развитию. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ученик -  активный и равноправным участник  образовательной деятельности.

Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.

         Следующий шаг на пути к созданию открытого языкового пространства – проектная технология, в основе которой лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.

Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

а) Коммуникативные методы обучения:

·        Дискуссия

·        Диалог

·        Полемика

·        Жужжащие группы

·        Снежный ком

·        Метод проектов

·        Презентации

б) Проблемное изложение изучаемого материала - метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором  четырех этапов проблемно-поисковой деятельности:  проблемная ситуация и ее анализ -  постановка проблемы -  ее решение -   рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.

в) Имитационно-ролевой метод обучения - метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на  получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д.

г) исследовательский метод - метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

д) частично-поисковый, или эвристический метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых  реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

· Метод  эмпатии  (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Например: «Попробуйте вслед за Чеховым в нескольких строках уместить образы будничных вещей, которые нас окружают. Можете выбрать их по своему желанию. Мы рекомендуем: лифт, автобус, домашние тапочки, комнатный цветок».

· Метод образного видения - эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.

·                   Метод придумывания - это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате собственных определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) поиск свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Например: «Представьте, что телефонный справочник, поваренная книга, учебник по биологии являются литературными произведениями. Напишите к одному из них пролог, экспозицию, завязку».

· Метод «Если бы...». Ученикам предлагается описать, что произойдет, если в мире что-либо изменится, или нарисовать картину на эту тему.

         Средств обучения  вызывают  у меня определенную трудность, потому  что в материале учебников по русскому языку практически не находит отражение ни одна  из используемых мною технологий. Поэтому наряду с учебником, в качестве средств обучения  широко применяю электронные образовательные ресурсы,  разработанные самостоятельно, отобранные из сети ИНТЕРНЕТ, дидактический материал, тетради с печатной основой, тесты, таблицы, проектные работы.

Формы организации учебной деятельности:

- Индивидуальные.

- Групповые. (Группы формируются по уровню развития мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся).

- Фронтальные.

- Коллективные.

- Нестандартные уроки.

- Композиция «урок + внеклассное мероприятие» (есть возможность начатое  в классе изучение  учебного материала продолжить на занятиях кружка, факультатива, элективного курса. Эта форма организации занятия позволяет включить каждого ученика в учебную деятельность в соответствии с его психологическими особенностями, способностями и желаниями, дает возможность школьнику выбирать в изучении материала либо уровень обязательных результатов, либо продвинутый).

Результаты обучения

Определяю  четыре уровня сформированности коммуникативной компетентности языковой личности:

нулевой уровень - неосознанная компетентность (репродуктивная несамостоятельная деятельность, выполняемая с «подсказкой»)

первый уровень - репродуктивная компетентность (наличие лингвистических знаний при недостаточном умении их применить, самостоятельная репродуктивная деятельность, выполняемая по памяти или по алгоритму);

второй уровень - деятельностная компетентность (владение лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; синтез лингвистических знаний и умений, используемых как инструмент познания);

третий уровень - творческая компетентность (владение лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; синтез лингвистических знаний и умений, используемых как инструмент познания).

Инструменты мониторинга уровня развития и сформированности предметных компетенций.

1)     выделение интегральных умений;

2)     анализ каждого основного умения, выделение его составляющих;

3)     определение возможных уровней сформированности каждого интегрального умения;

4)     подбор языкового материала (тексты разных типов, используемые в разных ситуациях чтения

и письма, адресованные разным возрастным группам).

5)    внедрение метода оценки индивидуальных достижений и компетентностей,  метода оценки индивидуального прогресса ученика.

[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2001.
Категория: Мои файлы | Добавил: 123
Просмотров: 7834 | Загрузок: 663 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 Fesiaalelty  
0
очень интересно, спасибо

3 елена  
0
спасибо за то, что поделились опытом.
дальнейших успехов!

2 Сапелкина Татьяна  
0
Спасибо большое за работу. Возьму за основу.

1 Матвеева Рамзия  
0
вы сделали реальное полезное дело. действительно, не знаешь какими словами рассказать о своей работе. Вы не поленились это сделать.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz