Методическая
система
«От учебной деятельности - к
профессиональной карьере»
Особенности моей методической системы обусловлены тремя факторами. Во-первых, синтезом индивидуальных
особенностей развития и уровнем моей
профессиональной компетентности, задачами, поставленными перед российскими педагогами
Концепцией модернизации российского образования. Во-вторых, психолого-педагогическими
особенностями учащихся, с которыми я
непосредственно работаю (мыслящие, активные, целеустремлённые, деятельные, с хорошим уровнем
сформированности зунов). В-третьих, спецификой преподаваемого предмета: русский
язык является средством общения и формой передачи информации, средством
хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством
приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком
в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение
знаний о русском языке, его
устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и
речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых
грамматических средств;
- формирование
умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Методический
стиль
- эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс
обучения, я планирую учебно-воспитательный процесс,
поэтапно отрабатываю учебный материал, не упуская закрепление, повторение и
контроль знаний учащихся. Моя деятельность
высоко оперативна, но преобладает интуитивность над
рефлективностью. Стремлюсь активизировать
учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета.
Повышенно чувствительна к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожна, но
чутка и проницательна по отношению к учащимся.
В Концепции
модернизации российского образования
подчеркивается, что в
общеобразовательной школе модернизация
«предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися
определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать
целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования».[1]
Социальный
заказ:
общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными
коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя
ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От
современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого
навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
В связи с этим задачи моей методической
системы обучения определены следующим образом:
формирование
и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой),
культуроведческой компетенций:
1.
Языковая
компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка)
реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения,
вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании),
развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в
языке и речи).
2.
Коммуникативная
компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования
родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения
следующих практических задач:
- Формирования прочных орфографических и
пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения
нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать
свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны
свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
3.
Лингвистическая
компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах,
целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах
развития, о выдающихся ученых, сделавших
открытия в изучении родного языка.
На мой взгляд,
ведущей в данном списке компетенций является коммуникативная, поскольку она определяет уровень владения языком, является
средством общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.
Основная проблема - создание
открытого языкового пространства: переход
в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству
общения.
Согласно
нормативным документам в понятие «коммуникативная компетенция» включаются
следующие показатели:
1)
осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы
правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
2)
знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;
3)
владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и
речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями;
4)
способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать
программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.
Смещение акцентов
со «знаниевого» на компетентностный подход привело к
поиску новых подходов и методов обучения учащихся, когда
они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных
ситуациях.
Поэтому в основе моих уроков русского
языка лежит практико-ориентированный
подход, опирающийся на опыт практической деятельности обучающихся,
предполагающий создание образовательной ситуации (А.В. Хуторской), основными
составляющими которой являются:
-
образовательная напряженность;
-
уточнение образовательного объекта;
-
конкретизация задания;
-
решение ситуации;
-
демонстрация образовательной продукции;
-
систематизация полученной продукции;
-
работа с культурно-историческими аналогами;
-
рефлексия.
С коммуникативно - деятельностным
подходом в обучении языку неразрывно связан текстоцентрический подход. Поскольку
основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве
высшей единицы обучения.
Личностно-ориетированный подход обеспечивает
воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и
творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Эти подходы
определяют основополагающие принципы урока:
- принципы дифференциации - учет индивидуальных особенностей учащихся в той
или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо
особенностей для отдельного обучения: работа в парах постоянного и сменного
составов, работа в микрогруппах, активной мысли, самовыражения, педтехники и
других;
- принципы доверия и расширения полномочий: учащимся доверено быть
консультантами, ассистентами, дублерами учителя; руководителями и членами
экспертных групп; контролерами знаний и т.д.;
- принципы свободного выбора — право выбора учащимся любой формы проверки
знаний: устной или письменной, на уроке или вне урока; сдачи зачетов учителю
или экспертной группе товарищей; сдачи экзаменов в форме собеседования, защиты
рефератов, комплексного анализа текста;
- принципы гласности учета и контроля — открытые листы успеваемости, листы
тематического контроля; общественный смотр знаний; оценка урока учащимися.
Опираясь на
разработанную Андреем Викторовичем Хуторским теорию дидактики, направленную на
развитие личности учащихся и их творческую самореализацию, в основе
преподавания предмета русский язык и литература я выстроила систему сочетания
инновационных технологий. Среди них: технология проблемного обучения,
технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения,
технология
коммуникативного обучения, информационно-коммуникативные технологии,
проектные технологии, технологии интегративного обучения, образовательная
рефлексия учащихся.
На основе
использования информационно-коммуникационных технологий создаётся образовательная среда, способствующая
творческому развитию. Информационные технологии не только облегчают доступ к
информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее
индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему,
в которой ученик - активный и
равноправным участник образовательной
деятельности.
Технология
коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать
и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной
адаптации. Обучение на основе общения является сущностью инновационных
технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.
Следующий шаг на пути к созданию
открытого языкового пространства – проектная технология, в основе которой
лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные
действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию
проблем, способствует саморазвитию.
Деятельностный подход обуславливает и набор
методов обучения:
а) Коммуникативные
методы обучения:
·
Дискуссия
·
Диалог
·
Полемика
·
Жужжащие
группы
·
Снежный ком
·
Метод проектов
·
Презентации
б) Проблемное изложение
изучаемого материала - метод обучения,
направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления;
предполагает демонстрацию лектором
четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение -
рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.
в) Имитационно-ролевой метод обучения - метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение
определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они
направлены на получение участниками
опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в
себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике,
ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально
разработанных учебных тренажерах и т. д.
г) исследовательский метод - метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех
этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских
умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой
деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая
субъективно новый результат.
д) частично-поисковый, или
эвристический метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся
отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, например, задание проблемной
ситуации, а часть - Ученик.
· Метод
эмпатии (вживания) означает
«вчувствование» человека в состояние другого объекта. Например: «Попробуйте
вслед за Чеховым в нескольких строках уместить образы будничных вещей, которые
нас окружают. Можете выбрать их по своему желанию. Мы рекомендуем: лифт,
автобус, домашние тапочки, комнатный цветок».
· Метод образного видения -
эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на
число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них
образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат
наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то
есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего
исследования.
·
Метод придумывания - это способ
создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате собственных
определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих
приемов:
а) замещение
качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) поиск свойств объекта
в иной среде;
в) изменение
элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Например:
«Представьте, что телефонный справочник, поваренная книга, учебник по биологии
являются литературными произведениями. Напишите к одному из них пролог,
экспозицию, завязку».
· Метод «Если бы...». Ученикам
предлагается описать, что произойдет, если в мире что-либо изменится, или
нарисовать картину на эту тему.
Средств
обучения вызывают
у меня определенную трудность, потому что в материале учебников по русскому языку
практически не находит отражение ни одна
из используемых мною технологий. Поэтому наряду с учебником, в качестве
средств обучения широко применяю
электронные образовательные ресурсы,
разработанные самостоятельно, отобранные из сети ИНТЕРНЕТ, дидактический
материал, тетради с печатной основой, тесты, таблицы, проектные работы.
Формы
организации учебной деятельности:
- Индивидуальные.
- Групповые. (Группы формируются по уровню
развития мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов
личности обучающихся).
- Фронтальные.
- Коллективные.
- Нестандартные уроки.
- Композиция «урок + внеклассное
мероприятие» (есть возможность начатое в
классе изучение учебного материала
продолжить на занятиях кружка, факультатива, элективного курса. Эта форма
организации занятия позволяет включить каждого ученика в учебную деятельность в
соответствии с его психологическими особенностями, способностями и желаниями,
дает возможность школьнику выбирать в изучении материала либо уровень
обязательных результатов, либо продвинутый).
Результаты
обучения
Определяю четыре уровня сформированности
коммуникативной компетентности языковой личности:
нулевой уровень - неосознанная компетентность
(репродуктивная несамостоятельная деятельность, выполняемая с «подсказкой»)
первый уровень - репродуктивная компетентность (наличие
лингвистических знаний при недостаточном умении их применить, самостоятельная
репродуктивная деятельность, выполняемая по памяти или по алгоритму);
второй уровень - деятельностная компетентность (владение
лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
синтез лингвистических знаний и умений, используемых как инструмент познания);
третий уровень - творческая компетентность (владение
лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
синтез лингвистических знаний и умений, используемых как инструмент познания).
Инструменты
мониторинга уровня развития и сформированности предметных компетенций.
1)
выделение интегральных умений;
2)
анализ каждого основного умения, выделение его составляющих;
3)
определение возможных уровней сформированности каждого интегрального
умения;
4)
подбор языкового материала (тексты разных типов, используемые в разных
ситуациях чтения
и письма, адресованные разным возрастным
группам).
5)
внедрение метода оценки индивидуальных достижений и компетентностей, метода оценки индивидуального прогресса
ученика.
[1] Концепция модернизации российского образования на
период до 2010 года. — М., 2001.
|