Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 01.05.2024, 05:46

Добро пожаловать!

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Сценарий урока "Семь чудес света"
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] 28.10.2010, 21:08
Тема: «Семь чудес света» Цели урока: Ø  развитие личностно смыслового отношения к учебному предмету: помощь учащимся в осознании социальной, практической и личностной значимости учебного материала; Ø  развитие навыков  проектно-исследовательской деятельности; Ø  развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к мировому культурному наследию.   1.     Создание проблемной ситуации. Вступительное слово учителя: Кто  не  испытывал страха при слове «экзамен»? Кто не просыпался в тревоге от предстоящей контрольной работы? Наверное, не без  волнения направился в школу в день  контрольной работы маленький мальчик, живший в Египте 23 века назад. Со вздохом переступил он порог небольшого  домика на краю деревни и, пройдя  на крытую веранду,   быстро прошмыгнул за спины  младших учеников. С завистью взглянул на малышей, царапающих буквы на деревянных дощечках, покрытых воском. Стараясь не смотреть в глаза учителю, взял  у него  из рук небольшой лист папируса. Обмакнув тоненькую тростниковую палочку в чёрную тушь, ученик старательно вывел первый вопрос своей работы: Семь чудес. Мы не знаем, правильно ли египетский школьник перечислил эти семь чудес, не знаем и того, как учитель оценил его труд. Лист папируса, содержавший работу, написанную в одной из школ  древнего Египта, дошёл до нас в очень поврежденном виде. На потемневшем листке сохранились лишь чётко написанный заголовок и отдельные слова текста. Но для учёного, который впервые прочёл полустёртые строки древнего папируса, слова «семь чудес» не были загадкой. О семи чудесах  света  писали не только в школьных работах. Их перечисляли, ими гордились и серьёзные ученые древности. Но что же  это такое – семь чудес света? Может быть, речь идёт о каких-либо  легендах и фантазиях? О чём-нибудь таинственном и загадочном, о том, чего никогда не было? Ведь именно такое определение слова «чудеса» мы найдём с вами в толковом словаре русского языка. Ученик. Эта проблема и стала основой нашей учебной проектной деятельности. И сегодня на уроке мы представим  её результаты. Ученик. Во-первых, мы действительно  убедились в том, что то, что нам предстоит изучить, существовало на самом деле. Но всё же это были чудеса. И самое чудесное в них то, что создали их ум и руки человека. Учитель: тогда пусть целью нашего сегодняшнего урока станет не только представление учебного проекта «Семь чудес света», но и ответ на проблемный вопрос: «Почему стало возможным появление в древности семи чудес света?» 2.     Подготовка к восприятию нового материала: Учитель: Мы уже сказали. Что семь чудес были перечислены и до нас. Но кем и когда? В самом деле, когда же возникло представление о семи чудесах света?  Ученик: Учёные считают, что семь чудес света были впервые названы в III в. до н. э. Кто первый указал семь наиболее замечательных творений древности, установить невозможно.  Более того, при перечислении семи чудес света многие авторы противоречат один другому. Чаще всего к числу семи чудес относили египетские пирамиды, висячие сады Вавилона, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса Олимпийского, мавзолей в Галикарнасе, Колосс острова Родос и Александрийский маяк. Однако  некоторые древние авторы  вместо  висячих садов упоминают стены Вавилона, вместо маяка на острове Фарос – Александрийскую библиотеку. Иногда в числе чудес называли алтарь Зевса в Пергаме и другие произведения  античного искусства. В этом нет ничего удивительного. Древние мастера создали так много великолепных творений, что человек, пожелавший выбрать самые  прекрасные, оказался бы в затруднительном  положении. К тому же вкусы у людей разные.  Отсюда и разнобой в перечислении чудес. Учитель:  Но почему же тогда именно семь? Не три, не четыре, не пять, не девять, а семь? Случайно ли выбрано это число? Ученик: Почитание числа 7 как священного ведет свое начало из глубокой древности, когда в основу календаря  был положен лунный месяц. В течение лунного месяца – 28 дней – Луна прибывает и убывает, проходя четыре фазы (четверть Луны, половина, полная Луна, новолуние). Эти фазы луны сменяются  через каждые 7 дней, они положены в основу нашей семидневной недели. Наблюдая за сменой фаз Луны, древние приписали особое, священное значение  числу 7. У древних вавилонян были установлены 4 праздничных дня для каждого месяца: 1, 7, 15, 28. Семь небесных светил (Солнце. Луна и 5 планет – Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Венера) были связаны определёнными небесными божествами. Каждое божество покровительствовало одному дню недели. У древних греков число 7 фигурирует во многих легендах, например в мифе о чудовище Минотавре, которому ежегодно приносили в жертву семь юношей и семь девушек. 7 считали  священным числом бога Аполлона – покровителя искусства. В Греции почитали 7 мудрецов. С числом 7  древние греки связывали представление о чем-то законченном и совершенном. Поэтому называли именно семь чудес. Учитель: Перечислим ещё раз семь чудес света. На какую ещё их  особенность нельзя не обратить внимание? Ученик: Большая их часть - храм богини Артемиды, статую бога Зевса, статуя бога Геолиса (Колосс  Родосский) и, наконец,  пирамиды, гигантские усыпальницы фараонов – связана с религией. Это понятно, если вспомнить о том, какую большую  роль играли религиозные представления в жизни людей. Религиозные верования появились при первых попытках человека осмыслить, понять окружающий мир. Правильно понятые явления пополняли собой  запас научных представлений. Всё, что было недоступно разуму, всё, что пугало своей таинственностью, казалось проявлением каких-то неведомых, чудесных сил. Вмешательством богов объясняли  все непонятные явления. На помощь богов рассчитывали в трудной борьбе с природой. Земледельцы верили, что Зевс посылает дождь, предотвращает засуху. Богини Деметра и Персефона помогают при обработке земли, посеве и сборе урожая. Верили в богов – покровителей охоты и рыбной ловли, наук и ремесла, торговли и мореплавания. Покорность богам охраняла существующие порядки. Учитель: Тогда давайте и начнём представление учебного проекта с усыпальниц царя-бога, сына солнца-фараона, т.е. с пирамид. 3.     Защита проектов. Ученик.  Представление проекта «Пирамиды». Приложение 1. Учитель: Как вы считаете, спустя тысячелетия, кого пирамиды сделали по-настоящему бессмертными: фараона или строителей? Ученик. Арабский писатель, живший в XIII веке, сказал: «Всё на земле боится времени, но время боится пирамид». И пирамиды, сквозь тысячелетия донесли  до наших дней память о замечательных строителях древнего Египта, на крови и костях которых были воздвигнуты эти величественные громады, вызывающие удивление и восхищение всех, кто их когда-либо видел. Не фараонов делали бессмертными пирамиды, а неизвестных тружеников, тех, чьими умелыми руками они были сложены камень за камнем. Ученик. Представление проекта «Висячие сады Вавилона». Приложение 2. Учитель.  Только ли мастерством строителей объясняется создание  висячих садов? Ученик. Нужно было обладать не только  мастерством и опытом, но и огромными знаниями, чтобы сделать расчёты для сводов и колонн, которые должны были выдержать чудовищную тяжесть земли и деревьев, находящихся на платформе.  И сады свидетельствуют о том, что  вавилоняне хорошо знали математику и умели применять её на практике. Знания, накопленные длительными работами по орошению засушливой почвы, помогли строителям разработать систему поливных садов, находящихся на большой высоте над уровнем моря.   Ученик: Представление проекта «Храм Артемиды Эфесской». Приложение 3. Учитель: Безусловно, Храм Артемиды – шедевр архитектуры. А какие ещё виды искусства связаны с этим храмом? Ученик: В храме было собрано много прекрасных картин, скульптур античных мастеров. Это один из самых знаменитых музеев древности. Красоту рама прославляли в стихах и поэты. Один из них писал:                                         Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно                                         И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,                                         Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса                                         И пирамиды – дела многих и тяжких трудов;                                         Знаю Мавзола гробницу, огромную. Но лишь увидел                                         Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,                                         Всё остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа                                         Солнце не видит нигде равной ему красоты. Ученик: Представление проекта «Статуя Зевса Олимпийского». Приложение 4. Учитель: Какое явление современной нам действительности сохранило память о тех временах? Ученик: Олимпия, святилище богов и героев,  место, где атлеты древности завоевывали себе всенародную славу силой, смелостью и стремлением  к победе,  стала родиной Олимпийских игр, а её современных участников по-прежнему называют олимпийцами. Ученик: Представление проекта «Галикарнасский мавзолей». Приложение 5. Учитель: Сохранилось ли первоначальное значение слова мавзолей в наше время? Ученик: Мавзолей Ленина тоже гробница, усыпальница. Только представляет собой прямоугольную ступенчатую пирамиду с усечённым верхом. Завершается тридцатью шестью четырёхугольными колонками, на которых лежит венчающая плита. Мавзолей в Москве не только гробница, но и торжественная трибуна. Ученик: Представление проекта «Колосс Родосский». Приложение 6. Учитель:  Как в нашем языке сохранена память о бронзовом гиганте? Ученик: Мы говорим «колоссальный, колосс», когда что-нибудь поражает нас своими  размерами, как размеры статуи Гелиоса её современники. Ученик: Представление проекта «Александрийский маяк». Приложение 7. Учитель: О статуях рассказывали чудеса. Одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем пути его движения по небосводу и опускала руку вниз, когда оно заходило.  Другая статуя отбивала каждый час днем и ночью. Была будто бы и такая статуя, которая указывала рукой на море в случае, когда появлялся вражеский флот, и издавала предостерегающий крик при подходе врагов к гавани. Это всё вымысел или всё-таки какая-то доля правды есть? Ученик: В Александрии жили, учили и работали такие выдающие ученые, как математик Евклид, изложивший основы геометрии в труде «Элементы». Замечательный изобретатель Герон Александрийский в своих работах далеко опередил своё время. Так он построил прибор, который, по сути, являлся самой настоящей паровой машиной. Герон увлекался  созданием различных автоматов, он изобрел сложные механизмы, действовавшие автоматически при помощи горячего воздуха или пара.  Но в основном его трудами по автоматике пользовались как забавой для развлечения царского двора. Возможно, нашли применение и в  статуях маяка, когда те делала какие-нибудь условные движения. Однако со временем эти  рассказы о чудесных статуях приняли совершенно неправдоподобную форму. 4.     Подведение итогов урока. Учитель:  Мы  ознакомились со всеми проектами. Можем ли теперь ответить на главный вопрос урока: «Почему стало возможным появление в древности семи чудес света?» Ученик: Семь чудес света – это семь памятников, созданных мастерами наиболее развитых и культурных стран древности. Каждый из них воплотил наивысшие достижения культуры и науки своего времени. Ученик: В древнем Египте и странах Междуречья уже в III-II тысячелетиях до н.э. научные знания и технические навыки людей были очень  высоки.  Научные сочинения древних египтян и вавилонян свидетельствуют о развитии тех наук, которые больше других находили себе применение в быту и хозяйстве. И как мы убедились сегодня, при создании  архитектурных и скульптурных шедевров. Ученик: Точно мы сказали в начале нашего сегодняшнего урока, что семь чудес света создали ум и руки человека. 5.     Домашнее задание. Учитель: Наше время – это  время  колоссальных, невиданных прежде достижений человеческой мысли. Если бы в наши дни кто-нибудь задался целью назвать семь чудес света, он растерялся бы перед обилием чудесного, которым так богата наша жизнь. Однако мне интересно ваше мнение, что бы вы назвали величайшими чудесами современности. Ученики: Овладение источниками внутриядерной энергии. Освоение космоса. Открытия генетики. Достижения медицины. Учитель: Пусть величайшие из чудес современности станут предметом наших дальнейших разговоров и вашим домашним заданием.  А прочитать о них вы можете в следующих книгах:
Категория: Мои файлы | Добавил: 123
Просмотров: 5168 | Загрузок: 264 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz