Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 01.05.2024, 04:29

Добро пожаловать!

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок письма "Стоки, опаленные войной"
[ Скачать с сервера (63.5 Kb) ] 28.10.2010, 21:18
Урок письма «Строки, опаленные войной» Цели: 1) образовательные: закрепить знания о том, что такое письмо, как оно строится, о его языковых особенностях; 2) развивающие: развивать умение писать   письма; 3) воспитательные: воспитывать гордость за молодых людей, отдавших свою жизнь за свободу нашей Родины; сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка, способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра. Оборудование:  компьютерная презентация в формате Power Point. Конспект урока: На прошлом уроке  мы писали  сочинение по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта». (Слайд 1) Мне очень понравились ваши рассуждения. Все отметили радостное настроение героев, яркие  солнечные краски на картине. И связали всё это с письмом. (Слайд 3-4) Тамила Сафарова: «Простота и жизненность — главные черты произведения; они и в позах людей, и в выражении улыбающихся лиц, и в самом незамысловатом сюжете: мальчик завладел письмом и, окруженный слушателями, читает им вслух страницу за страницей рассказ отца о фронтовой жизни и о наступлении славной Советской Армии — такой знакомый и долгожданный рассказ». Полина Ваганова: «Это письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его товарища, и девушку-соседку, подошедшую послушать вести с фронта». Аня Волкова: «Душевному состоянию людей соответствует   открывающийся за распахнутой дверью напоенный чистым, прозрачным воздухом летний городской пейзаж; на фоне его в солнечном сиянии вырисовываются все собравшиеся на крылечке дома». Таня Гусева: «С победными вестями с фронта и с чувством радости, которым охвачены люди, изображенные на картине, связан  солнечный свет, скрашивающий невзрачность обстановки; он   придает яркую, праздничную окраску всему событию».  А сегодня я предлагаю вам заглянуть в письмо, которое получили герои. (Слайд 5) Давайте развернём солдатский треугольник, именно так выглядели письма военных лет. (Слайд 6).   Мама! Ты, наверное, совсем устала. Сколько тебе выпало дел, дорогая! Как ты там справляешься со всей оравой – трудно представить. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня всё хорошо. Дело простое, солдатское – воюем. Стараемся поскорее добить фашистов. Когда окончится война и мы соберемся все вместе, я расскажу о себе много-много, как я здесь жил, как мы воевали. Ты всё пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мама, но это невозможно. Я командир. А с кого же будут брать пример солдаты, если их командир в бою начнет думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами.   Целую. Саша.   Это письмо командира танковой роты гвардии старшего лейтенанта Александра Петровича Долгова матери написано 1 мая 1945г. (слайд 7)   Что напомнило по своей форме письмо? (разговор, беседу) Почему? (Строит так свои фразы, как будто слышит материнские вопросы и знает, что она ответит ему.) А какие эпитеты вы подобрали бы  к этому разговору? (задушевный, сердечный) Что в письме помогло вам сделать такой выбор? (Во-первых, обращения: мама, мамочка, дорогая. Во-вторых, интонация письма: в первой части волнуется за маму («Сколько тебе выпало дел…»), во второй успокаивает её («Дело простое, солдатское – воюем»), в третьей просит прощения («А с кого же будут брать пример солдаты?»).   А теперь давайте посмотрим, как построено письмо, какова его композиция. 1. Обращение: Мама! 2. Содержание письма:                            А) расспрашивает о том, как дела дома;                            Б) рассказывает о себе, но очень кратко, ни слова о трудностях;                            В) надеется, что пройдет войну и останется живым. 3. Прощается: Целую. 4. Подпись: Саша.   Как вы думаете, такое строение письма обычное или редкое?  Аргументируйте свой ответ. Если наш сегодняшний урок вдохновит вас на написание писем, помните, что эпистолярный жанр тоже имеет свои законы. Создавая письмо, следует придерживаться такой композиции: (слайд 8) 1.     Приветствие, обращение 2.     Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его  адрес, пожелания. 3.     Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4.     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 5.     Подпись. Дата.   Мы назвали наш урок «Строки, опалённые войной», поэтому давайте заглянем еще в одно письмо. Письмо радиотелеграфистки Александры Колбатовой. 12 декабря 1944 года. (Слайд 9) С Новым 1945 годом! Здравствуйте, дорогие мои – мамуля, Лидия и Тамарочка. Крепко целую вас несчетно раз и желаю доброго здоровья. Да, скоро Новый год. Каков он будет? Конечно, без сомнения год окончательной победы над проклятым врагом. Ведь до Берлина  осталось совсем недалеко. Мамулька, родная, не падай духом, скоро вернусь и непременно встретимся! Роднулечка, за меня не беспокойся, ведь у меня всё в порядке, живу хорошо по-прежнему. Ну а как окончится война, я тебе заготовлю почву на веселого жениха, только непременно весёлого! Пишите, как только будет свободное времечко. Пишите обо всем, о вашей жизни и жизни родного города. Как занимается и работает Тамарочка. Привет всем знакомым и родным, крепко, крепко целую вас несчетно раз. Остаюсь ваша прежняя курносая – Сашка.   Чем это письмо отличается от предыдущего? (Это письмо-поздравление, поэтому Александра начинает его с поздравления.)   Разговаривая с мамой, девушка полна уверенности в завтрашнем дне, строит планы на будущее, мечтает о весёлом женихе…  И ни слова о трудностях войны… Как вы думаете, почему? (Опять, как и в предыдущем письме, стремится успокоить. Потому что важно встретить новый год с лёгким сердцем. Ведь как встретишь, так и проведешь…)   Автор письма – девушка. Посмотрите, как поменялись обращения? (слайд10) (Дорогие мои, мамуля, мамулька, родная, роднулечка – т.е. более эмоционально окрашены)   И заканчивает Саша письмо тоже иначе: « Остаюсь ваша прежняя курносая – Саша». (Слайд11)  Почему звучат в конце письма слова «курносая Саша»? (Так звали дома. Близкое и приятное обращение как для родных, так и для самой Александры)   А вы обратили внимание, что письмо – поздравление написано 12 декабря: до нового года ещё 19 дней. Почему заранее? (Конечно, не задержки в пути. Ведь и в те суровые времена почту доставляли всеми видами транспорта, в том числе и на самолётах. Важнее другое: девушка просто могла не дожить.)   Зная это, готовясь к смертельной схватке с врагом, солдаты оставляли и другие письма. Вот одно из них. (Слайд 12)   Прощай, дорогая Лидушка! Не удивляйся – это моё предсмертное письмо. И если ты его получишь, то меня уж не будет в живых. Знай, что я отдал жизнь дорого, честно, на поле боя, и белорусская земля приняла меня, украинца, как сына. Плакать не думай, лучше почаще вспоминай, гордись, что тот, которого ты любила, с которым хотела строить жизнь, погиб честно за Родину, за счастье людей. Конечно, умирать не хотелось, но зов Родины – это закон, этого требовал долг, и пришлось не считаться с жизнью. О многом мы мечтали, но… Пройдут годы, у тебя будет сын, и я тебя очень прошу, расскажи ему хоть немного о том, кто хотел быть его отцом! Ну ладно. Прощай! Целую в последний раз крепко, крепко! Твой друг Олег. Кто возьмет это письмо, очень прошу отправить по адресу: г. Харьков, ул. Энгельса, д.25,кв.6, Лапидус (для Лиды Абалышниковой).   Какие эпитеты вы подберёте к этому письму? Почему? (прощальное, письмо-завещание)   Что поразило вас в нём?    (Человека от смерти  отделяют мгновения, но он спокоен, потому что знает, что его смерть не напрасна. Умереть за родину -  почётный долг гражданина.)     Адрес в письме указан подробно. Зачем? Чтобы мы с точки зрения современных требований к оформлению письма добавили? (Индекс, государство, т.к. Харьков находится на Украине) (Слайд 13) А теперь давайте представим, что было бы, если бы не существовало в те далёкие  трагические времена ни почты, ни писем. (Дети высказывают свои точки зрения.)   Да, действительно, письмо нужно и адресату, и адресанту. А в чём разница в этих словах? (Слайд 14) (1. Адресат, -а, м – Тот, кто получает извещения, телеграммы, письма. 2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.) Кто сегодня на нашем уроке выступал в роли адресантов? А кто был адресатами?   Есть ли в наши дни «конкурент» у письма? (нет) Почему ни sms, ни email вы не назвали среди конкурентов?   Что нам и сегодня должно помочь сделать письмо задушевным разговором с близким и дорогим человеком?   Мы назвали наш урок «Строки, опалённые войной». Чему же учили нас герои войны? (слайд15)  (Герои войны ·        учили нас быть достойными гражданами своей страны; ·        учили   писать письма, радостные, поздравительные, прощальные… ·        учили быть внимательными к близким и родным людям, которые так нуждаются в вашем добром слове.)   Давайте попытаемся высказать свою благодарность им за это тоже в форме письма. А начнём его так: (слайд16) «Здравствуй, дорогой друг!»   А такое обращение к давно жившим позволит сделать один факт: для истории они навсегда остались молодыми. Потому что, к сожалению, погибли, защищая родину, совсем молодыми: (слайд17) Александр  Долгов погиб 1 мая 1945 года на улицах Берлина. Ему было 27 лет. Олег Нечитовский погиб в мае 1944 года. Ему было 25 лет. Александра Колбатова погибла весной 1945 года. Ей было 22 года.   В финале урока звучит фрагмент песни Nevelly_ «Письмо солдата»      Используемая литература: 1.     Говорят погибшие герои. (http://bibliotekar.ru/encGeroi/index.htm) 2.     Материалы о письме из Википедии   (http://bibliotekar.ru/ )
Категория: Мои файлы | Добавил: 123
Просмотров: 2407 | Загрузок: 208 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz