Каким быть ему, гражданину XXI века, человеку, призванному сказать
новое слово в науке, искусстве, политической жизни страны и континента?
Внедрение в учебный процесс современных проектных и
информационных технологий позволяет решать вопросы развития и формирования
именно такой личности, дает возможность эффективнее реализовывать личностно
ориентированный подход в обучении.
Использование на уроках в школе компьютерных программ и
Интернет-ресурсов позволяет сделать учебный
процесс привлекательным и по-настоящему современным.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на
факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе,
в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью
электронной почты и т. д.
Компьютер может использоваться на всех этапах урока: при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и
навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции:
учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива,
игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной
информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное
пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и
контроля.
Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы
решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому
языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных
умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся
по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету
знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью
компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном
способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации
учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке
информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет
формировать ключевые компетенции учащихся.
Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы
по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно
много.
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют
решить ряд проблем:
- повысить интерес учащихся к предмету;
- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
- сэкономить время на опрос учащихся;
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не
только на уроках, но и в домашних условиях;
- помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Особое внимание уделяю продуктам серии «Уроков Кирилла и
Мефодия», которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках
литературы.
На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником.
Уроки с использованием программ компании «Кирилл и Мефодий» всегда интересны и,
самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного
кругозора. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами,
фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать
аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Во внеурочное время ребята также учатся редактировать
тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют
сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады,
рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать
тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Использование ПК на уроках дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности
учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного
процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков
самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и
интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает
уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.
Процесс управление качеством образования ВЫХОДИТ на новый
уровень, что подтверждается результатами учебной и внеурочной деятельности
учащихся.
Однако, как показала практика, используя информационные
технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно,
иначе они не повлияют на результаты обучения.
Следует помнить о том, что для получения результатов
необходимо систематическое их применение на уроке, учитель и ученик должны иметь
навыки использования информационных технологий в учебном процессе, что всё это
обеспечивается высокой компьютерной грамотностью учителей.
|